ЛуАЗ-969: тюнинг двигателя, трансмиссии и ходовой - Bimas

ЛуАЗ-969: тюнинг двигателя, трансмиссии и ходовой

1416

В автомастерскую Бимас прибыл ЛуАЗ-969 1974 года выпуска с симпатичным природным орнаментом на кузове.  Заказчик относится к ретроавтомобилю очень трепетно, поскольку тот был куплен его отцом и дорог как память. От нас требовалось сделать Лумумзика более проходимым и надежным, сохранив аутентичный интерьер и родной руль.

Заказчик планирует эксплуатировать советский внедорожник по его прямому назначению — для поездок по бездорожью. Ретроавтомобилю предстоит отвозить своего владельца в лес за грибами, бодро ездить по раскисшим сельским дорогам и время от времени перевозить прицеп.

доработка ЛуАЗа для леса
ЛуАЗ прибыл
доработка ЛуАЗа
ЛуАЗ прибыл
Тюнинг ЛуАЗ
В компании себе подобных

Клиент составил обширное и интересное техзадание:

  1. Сделать мотор более мощным и надежным — увеличить рабочий объем, поднять степень сжатия, установить двухкамерный карбюратор, бесконтактное зажигание, сцепление от ВАЗ-2108, дополнительный генератор.
  2. Перебрать и доработать КПП — установить дифференциал с самоблокировкой от ВАЗ-2108 вместо штатного.
  3. В заднем редукторе заменить штатный дифференциал с механической принудительной блокировкой на дифференциал с самоблокировкой от ВАЗ-2108 (такой же как в КПП).
  4. Сделать лифт подвески на 4 см для увеличения дорожного просвета
  5. Заменить тормозную систему «в круг» — установить спереди дисковые тормоза вместо штатных барабанных.
  6. Вместо червячного рулевого механизма установить реечный, при этом сохранить оригинальный руль и не уменьшать дорожный просвет.
  7. Сделать спереди и сзади кронштейны для съемного крепления лебедки.
  8. Доработать электропроводку — заменить штатные предохранители на современные, установить разгрузочные реле и смонтировать дополнительные световые приборы.
Тюнинг ЛуАЗа
Разборка подкапотного пространства
ремонт ходовой ЛуАЗа
Разборка ходовой ЛуАЗа

Мы разобрали автомобиль и сняли все лишнее — передний бампер и переднюю панель, приводы колес, двигатель, КПП, редуктор заднего моста, тормозные магистрали и цилиндры, рулевой механизм. После разборки по просьбе клиента перекрасили подкапотное пространство в черный цвет.

Ремонт лесного ЛуАЗа
Заказчик хотел сохранить оригинальный интерьер и рулевое колесо ЛуАЗа. Согласитесь - сделано просто, но со вкусом.

Переборка и тюнинг агрегатов трансмиссии ЛуАЗ-969

 

Работы по доработке лесного ЛуАЗа-969 начались с переборки агрегатов трансмиссии.

переборка КПП ЛуАЗа
Переборка КПП ЛуАЗа

Полностью разобрали коробку передач и заменили изношенные детали. Для повышения проходимости заменили свободный штатный дифференциал на самоблокирующийся дифференциал от ВАЗ-2108 с помощью изготовленных нами переходников.

Главную пару заменили на такую же родную, но только новую. Старая деталь практически дожила свой век: все зубья имели значительные следы износа.

ЛуАЗики унаследовали от Запорожцев коробку передач МеМЗ 969 (969А, 969В). Поскольку ЗАЗы не предназначались для езды по бездорожью, в конструкции их КПП отсутствует межосевая блокировка переднего моста.  А без блокировки межосевой дифференциал не перекидывает крутящий момент на второе колесо передней оси. Если автомобиль заедет в грязь и одно из передних колес потеряет зацеп, второе колесо тоже не будет крутиться и машина не сможет выехать из грязи без посторонней помощи.

Самоблокирующийся дифференциал обеспечивает подключение нагруженного колеса, когда второе колесо этой оси не имеет зацепа с дорогой.

Задний редуктор ЛуАЗа
Задний редуктор с самоблоком

Перебрали редуктор заднего моста и тоже установили в него самоблок. В отличие от штатного дифференциала с принудительной механической блокировкой самоблокирующийся дифференциал выдерживает бо́льшие нагрузки и более удобен при эксплуатации.


Лифт подвески ЛуАЗ-969

лифт задней подвески ЛуАЗа
Лифт задней подвески

Для повышения проходимости увеличили дорожный просвет.

Частично лифт подвески ЛуАЗа проводился по стандартному алгоритму:

  • На задней оси установили проставки между балкой и кузовом, а также использовали более длинные амортизаторы от Нивы.
  • Через проставки прикрепили к кузову редуктор заднего моста, чтобы опустить его относительно кузова и не менять угол работы приводов колес.
  • По передней оси установили проставки между балкой и кузовом, удлинили ограничители хода отбоя, сделали выше буферы хода сжатия.

Обычно при лифте подвески передние амортизаторы также заменяются на более длинные, но мы не стали так делать. Вместо этого перенесли нижние точки крепления родных амортизаторов на рычагах передней подвески. В рычагах увеличили отверстия, через которые проходят рулевые тяги.

Тюнинг подвески ЛуАЗа
Пробная сборка передней подвески

В ходе пробной сборки мы установили проставки и по просьбе клиента повернули передние рычаги на торсионах на 2 шлица, чтобы  приподнять переднюю подвеску еще немного. Но получилось слишком высоко: при такой высоте подвески не будут правильно работать ни приводы колес, ни рулевые тяги. В результате решили оставить поворот рычагов на торсионах на один шлиц, чтобы рулевые тяги с полуосями работали под нужными углами. Этого оказалось вполне достаточно для увеличения дорожного просвета.

Cборка передней подвески ЛуАЗа
Cборка передней подвески
Доработка рычагов передней подвески ЛуАЗа
Доработка рычагов передней подвески

Мы не стали использовать проставки для компенсации удлинения полуосей. Вопрос с увеличением длины решился просто: мы сделали новые полуоси нужной нам длины. Причина такого решения очевидна — раз уж нам нужно переделывать полуоси для их состыковки с нештатным дифференциалом, в который они вставляются, почему бы не подогнать длину под требуемые значения. Мы изготовили все 4 полуоси из штатных полуосей от ЛуАЗа, приводов колес от ВАЗ-2108, а также из внутренних шарниров от ВАЗ-2108 и Шевроле Нивы.


Ремонт и тюнинг тормозной системы ЛуАЗа

Сборка задних тормозов ЛуАЗа
Сборка задних тормозов

Штатные задние тормозные механизмы решили оставить. Собрали их из новых компонентов: заменили рабочие цилиндры, колодки, тросы стояночного тормоза, трубки и шланги.

Сборка передних тормозов ЛуАЗа
Сборка передних тормозов
Установка передних дисковых тормозов ЛуАЗа
Установка передних дисковых тормозов

На передней оси установили тормозные диски от Мазды, суппорты от ВАЗ-2108 и тормозные шланги подходящей длины.

По всей машине протянули новые тормозные магистрали, а также заменили два главных тормозных цилиндра ЛуАЗа на новые оригинальные.

Как известно, мокрые тормоза не тормозят. Преимущество дисковых тормозов перед барабанными заключается в том, что они быстрее сохнут после проезда водных препятствий, что актуально для такого лесного жителя как ЛуАЗ.


Тюнинг двигателя и сборка автомобиля ЛуАЗ

 

После окончания работ по ходовой мы установили трансмиссию и доработанный ДВС.

Двигатель ЛуАЗа дорабатывали по классической «бимасовской» схеме:

  • Восстановили постели распредвала, заменили коренные и шатунные вкладыши, усилили крепление шпилек головок в картере.
  • Заменили поршневую группу на новую — увеличенного диаметра.
  • Доработали головки блока цилиндров, чтобы увеличить степень сжатия под использование 92-го бензина.
  • Заменили направляющие втулки клапанов, а сами клапаны притерли к рабочим фаскам седел.
  • Установили и настроили двухкамерный карбюратор, а штатную контактную систему зажигания заменили на бесконтактную.
  • Само собой заменили все уплотнители, сальники и крепеж, а картер и кожухи покрасили.
моторный отсек ЛуАЗа компоновка
Процесс компоновки моторного отсека

Неоригинальные детали под капотом

 

Блок предохранителей

Штатно в ЛуАЗе стоит всего 4 предохранителя и каждый вырубает довольно много приборов в случае короткого замыкания. К примеру, если замыкает в лампе одной фары — без освещения остается вся машина. Штатные предохранители представляют собой текстолитовые пластины с намотанной на них проволокой. Они многоразовые, но для их дальнейшего использования требуется выполнять трудоемкие манипуляции по перематыванию проволоки с нужным количеством витков.

Мы установили в ЛуАЗ-969 блок из 10 предохранителей с индикацией неисправности. Теперь при отказе электрооборудования владельцу будет достаточно посмотреть, рядом с каким предохранителем загорелась индикация неисправности, и затем быстро заменить предохранитель (которые продаются на каждой заправке) на новый нужного номинала.

Бачок омывателя с электрическим насосом

Бачок омывателя лобового стекла крайне востребован при езде по пересеченной местности. На ЛуАЗ-969 бачок оснащен штатным механическим насосом с говорящим названием «опрыскиватель». Водителю приходится без конца дергать ручку, поскольку вода подается маленькими струйками. Вместо штатного мы поставили бачок с электрическим насосом, который существенно повысил удобство использования омывателя. Теперь достаточно нажать кнопку и на стекло попадет ровно столько воды, сколько требуется для его очистки.

Воздушный фильтр

Мы заменили оригинальный воздушный фильтр на новый недорогой одноразовый фильтр от ВАЗ-2112, чтобы упростить обслуживание. Многоразовый штатный фильтр нужно периодически промывать и заправлять маслом, на что уходит не менее получаса. ВАЗовский фильтр можно заменить за минуту, даже не запачкав руки. Корпус воздушного фильтра мы разместили таким образом, чтобы минимизировать риск попадания в него воды при преодолении бродов.


Изготовление проводки для ЛуАЗа
Изготовление проводки

Работы с электрикой ЛуАЗ-969

 

Для ретроавтомобиля ЛуАЗ-969 мы изготовили новую проводку. В качестве оплетки использовали «змеиную кожу», которая защищает провода от повреждения и не позволяет скапливаться влаге. Блок предохранителей поставили универсальный — с индикацией неисправности.

Мы установили генератор с максимальной отдачей 110 ампер и аккумулятор емкостью 65 Ампер-час. Такая комбинация позволяет использовать электрическую лебедку продолжительное время, а также двигаться при низких оборотах двигателя при включенных энергопотребителях.

Штатный генератор ЛуАЗа откровенно слабоват — его максимальная отдача составляет всего 30 ампер. Этого хватает разве что на поддержание работы мотора и штатной системы освещения при равномерной езде. Но при езде на малых оборотах (да еще и с дополнительным светом) и при использовании лебедки будет наблюдаться постоянный недозаряд аккумулятора.

Компоновка подкапотного пространства ЛуАЗа
Подкапотное пространство скомпановано

Готовый вид силового агрегата.

Тюнинг ЛуАЗа
Установлены редуктор и приводы задних колес

Установили редуктор заднего моста и кастомные полуоси.

сборка рулевого управления ЛуАЗа
Пробная сборка рулевого управления

Работы с рулевым управлением ЛуАЗ-969

 

Рулевую рейку использовали от Volkswagen Golf-2. Крепления приварили к балке таким образом, чтобы рейка была не ниже балки и не страдала при езде по пересеченной местности.

Замена рулевой рейки доработка ЛуАЗ
Крепление рулевой рейки

Финальный вариант крепления рулевой рейки.

После установки рулевой рейки и приводов мы убедились, что рулевые тяги и приводы колес работают должным образом при разном положении подвески.

Ремонт и тюнинг ЛуАЗов
Проверка длины приводов колес

В нижнем положении подвески рычаг удерживается удлиненным ограничителем хода отбоя, при этом привод колеса работает под допустимым углом.

Ремонт и модернизация ЛуАЗ
Ограничитель хода передней подвески

В итоге нам удалось увеличить дорожный просвет ЛуАЗика, избежав выступающих деталей снизу.

Тюнинг ЛуАЗа
Вид автомобиля снизу

Рулевой вал сделали из комбинации карданчиков от разных моделей Volkswagen, оригинального рулевого вала и кастомной упорной втулки, через которую вал проходит сквозь пол кузова.

Модернизация ЛуАЗа
Проход рулевого вала через пол

При этом мы выполнили требование заказчика сохранить оригинальный руль и его положение.

Штатный руль ЛуАЗ-969
Штатный руль ЛуАЗ-969

Установка дополнительного прожектора и кронштейнов для съемной лебедки 

 

Клиент планирует использовать на машине съемную лебедку. Спереди она нужна для вытаскивания машины или оттягивания с дороги упавших деревьев. Сзади требовалось совместить возможность крепления лебедки и штатного тягово-сцепного устройства.

кронштейн под лебедку на ЛуАЗе
Передний кронштейн под лебедку

Передний кронштейн интегрировали в штатный бампер, который усилили металлическим профилем. Чтобы бампер не оторвало, усилили кузов в местах крепления и сами крепления.

Задний кронштейн лебедки на ЛуАЗ
Задний поворотный кронштейн лебедки
Задний кронштейн лебедки на ЛуАЗ
Задний кронштейн лебедки

Сзади кузов тоже усилили и сделали новый поворотный кронштейн. Кронштейн оснастили механизмом фиксации от поворота для использования лебедки. При снятии этого механизма кронштейн снова становится поворотным, что позволяет буксировать прицеп.
Для электрического подключения под капотом и в задней части салона мы вывели силовые провода на герметичный универсальный разъем.

Тюнинг ЛуАЗа
Дополнительный свет

Для удобной езды в темное время суток установили дополнительный светодиодный прожектор на верхнюю часть рамки лобового стекла.  Прожектор включается независимо от штатного освещения.

Тюнинг и ремонт ЛуАЗов
Обязательный тест-драйв

Обкатка ЛуАЗ-969 на пересеченной местности

 

После завершения всех работ мы обкатали машину на пересеченной местности. Проверка доработанных агрегатов под нагрузкой особенно необходима в данном конкретном случае, ведь при поломке есть шанс остаться вдали от цивилизации. По просьбе клиента мы не щадили машину, проехав там, где многие современные внедорожники безнадёжно застряли бы. После такого тест-драйва и мы, и клиент остались уверены в надежности машины.

Ремонт и модернизация ЛуАЗов
Автомобиль перед выдачей заказчику

Итоги

 

После завершения полного комплекса работ по тюнингу мы передали ЛуАЗ-969 заказчику. Теперь доработанный автомобиль способен уверенно ездить по бездорожью и всегда добираться из пункта «А» в пункт «Б», где бы они не находились.

Тюнинг лесного ЛуАЗа был выполнены за 4,5 месяца. Стоимость работ и запчастей составила 750 тысяч рублей. Да, это цена довольно неплохого внедорожника или современного мощного квадроцикла, но клиенту было важно сохранить и улучшить именно этот автомобиль.


Хотите советский ретроавтомобиль ЛуАЗ? Присылайте фото и техзадание в Whatsapp +7 999 210-48-14,  в сообщении в нашем сообществе ВК или расскажите о своих задумках по номеру  +7 (812) 333-66-33 .