Как известно, обогрев салона в электромобилях — один из самых энергозатратных процессов. Ранее, в первых версиях электромобилей, таких, как ранние Nissan Leaf, обогрев обеспечивался так называемыми «фенами», то есть обычной нагретой спиралью ТЭН на 12 вольт, через которую продувался воздух для подачи в салон. Сейчас, для оптимизации затрат энергии в климатических установках современных электромобилей, таких, как Tesla или Zeekr, используются тепловые насосы. Проще говоря, тепловой насос — «кондиционер наоборот»: охлаждающая жидкость циркулирует по внешнему контуру системы отопления, забирает тепло из окружающей среды и передает его насосу, а в испарителе происходит передача энергии фреону, который испаряется и переходит в газообразное состояние. Летом же данный агрегат работает в обратную сторону, охлаждая салон. Получается устройство два-в-одном. Однако, чем ниже температура окружающей среды, тем меньше эффективность теплового насоса. Компания Tesla быстро столкнулась с этой проблемой и решила её, поставив в систему охлаждения термонагревательный элемент на основе керамики, работающий от основной сети электромобиля на 400 вольт.
Данный агрегат по сути является продвинутым «кипятильником», врезанным в систему охлаждения салона и батареи, и очень быстро нагревающий все контуры охлаждающей жидкости в холодную погоду. Такая же технология применена и в электромобилях Porsche Taycan (поставщиком выступила знаменитая компания Webasto) и в электромобилях концерна Geely Lynk & Co. и Zeekr (поставщик — китайское отделение Borg Warner).
К сожалению, оказалось, что данные детали достаточно часто выходят из строя, и у них малый запас прочности в крайне стрессовых условиях работы (моментальный нагрев элемента при напряжении в 400 вольт). В интернете очень много отзывов о поломках «Вебасто» на Тайканах, и, к сожалению, эта участь не обошла стороной и Zeekr моделей 001 и X.
К нам в ателье Бимас приехал практически новый автомобиль Zeekr 001 со следующими симптомами: не работает «печка» в морозы ниже -5 градусов, обдув на стекло не развивает максимальную мощность. При этом на панели приборов и мониторе мультимедиа не было никаких индикаций неисправности.
Первым делом подключаем машину к OBD-сканеру. Обнаруживается одна из типовых ошибок P3292, однозначно говорящая о том, что неисправен нагреватель охлаждающей жидкости, который в чатах называют коротко — «хитер».
Затем проверяются все низковольтные предохранители, отвечающие за систему климат-контроля.
Аккуратно разбираем пластик подкапотного пространства. Данная операция достаточно сложная, лучше выполнять силами опытных специалистов, самим сломать дорогой хрупкий пластик элементарно.
Убеждаемся, что на хитер на вход подается рабочее напряжение в 400 вольт (Внимание, выполнено сертифицированным электриком! Не повторять, не снимать кожух инвертора!)
Виновник установлен: ошибка по нагревателю, все цепи исправны. Принимаем решение о замене нагревателя. Готовим подкапотное пространство к частичному сливу охлаждающей жидкости, тщательно упаковываем электрические агрегаты.
Хитер на Zeekr расположен на щите переднего моторного отсека, и доступ к нему крайне ограничен. Пришлось отключить около десятка разъемов, и аккуратно отсоединив, заглушить несколько шлангов для охлаждающей жидкости. Вот и он, «виновник торжества», выпуск июнь 2023 год, пробег у машины всего около 1000 км.
Взамен устанавливаем аналогичный хитер, но выпуска до 2023 года, так как по статистике ломаются только выпущенные в 2023 году нагревательные элементы. Скорее всего, производитель внес в 2023 какие-то изменения в технический процесс, и они стали перегорать. Обратите внимание на это при покупке запасной детали, если это 2023 год, то есть повышенная вероятность повторного выхода из строя.
Сборка производится в обратном порядке, затем заливается охлаждающая жидкость (мы применяем сертифицированный Geely концентрат антифриза, который идет на заводской конвейер завода «Белджи» в Республике Беларусь). Затем машина отправляется на тестовый пробег по морозным окрестностям нашего ателье.
После 1 часа тестов и проверок мы убеждаемся, что автомобиль снова исправен и выдаем его заказчику. Работа заняла два дня.
Если у вас сломался HVCH / high voltage coolant heater (хитер) на электромобилях Zeekr, вы всегда сможете оперативно обратиться в ателье «Бимас». Наши специалисты помогут продиагностировать поломку и оперативно заменить вышедшую из строя деталь, так как в наличии на складе всегда есть запас самых ходовых деталей и расходных материалов, включая нагреватели охлаждающей жидкости.