Москвич-403: свап ДВС, ходовая, тюнинг деталей - Bimas

Москвич-403: свап ДВС, ходовая, тюнинг деталей

1890

Москвич-403 с застучавшим движком прибыл в автомастерскую Бимас на буксире. Нам предстояло выяснить причины поломки ДВС и сделать так, чтобы ретро автомобиль 1962 года выпуска смог ездить на дальние расстояния без неприятных приключений в дороге.

Вместо стандартного ремонта ДВС мы выполнили масштабный комплекс работ по реставрации и модернизации:

  • сделали СВАП родного нижневального мотора мощностью 45 лошадок на откапиталенный нами более современный и мощный мотор от Москвича-2141,
  • заменили установленную КПП от Москвича-408 на КПП от Москвича-412, а перед установкой доработали ее (поставили боковую крышку от 408-ой модели), чтобы сохранить штатное для Москвича-403 переключение передач на рулевой колонке,
  • заменили редуктор заднего моста и амортизаторы,
  • доработали отопитель, выхлопную систему и систему охлаждения.

Москвич-403 выпускался на МЗМА недолгое время — с 1962 по 1965 годы. Всего с конвейера сошло 105 726 экземпляров, а автомобиль нашего клиента (1962 г.) был выпущен одним из первых.

Раритетный Москвич-403 — переходная модель между более ранним Москвичом-407 (1958-1963 гг.) и более перспективным Москвичом-408 (1964-1975).  Ее выпуск был налажен с единственной целью: заменить устаревшую модель, пока завод решал проблемы с запуском новых производственных линий по штамповке и сварке кузовных панелей для Москвича-408.

От своего предшественника автомобиль унаследовал только кузов. От более продвинутого приемника ему досталось большинство агрегатов, уже запущенных в производство и готовых к эксплуатации. В частности переходная версия получила от Москвича-408 двигатель, КПП, рулевое управление, переднюю подвеску и тормоза.

ремонт Москвича-403
Автомобиль прибыл на ремонт

Диагностика двигателя Москвича-403 

 

Для оценки фронта предстоящих работ требовалось выяснить, что же все-таки произошло со штатным мотором Москвича-403 и способен ли он функционировать в дальнейшем. Мы провели диагностику ДВС с полной разборкой и дефектовкой.

тюнинг Москвича-403
То чувство, когда рядом с тобой висят 45 лошадей
Тюнинг Москвича-403
Двигатель не подавал признаков жизни

«Вскрытие» показало провернутый вкладыш шатуна второго цилиндра. Это фатальное повреждение двигателя, после которого требуется полная разборка ДВС и шлифовка коленвала, а иногда и замена шатуна.

провернутый вкладыш шатуна Москвич-403
Провернутый вкладыш

При внешнем осмотре мы обнаружили потеки ржавчины на блоке цилиндров под ГБЦ. Этот симптом вызывал серьезные опасения. Чтобы найти причину мы очистили блок от старой краски в пескоструйной камере. Под красочным покрытием обнаружилась трещина, которую уже однажды заваривали.

Трещина в ГБЦ Москвича
Трещина в блоке цилиндров

При тщательном осмотре деталей родного двигателя был найден еще один критический дефект — трещина в коленчатом валу. Делать капремонт при таких повреждениях бессмысленно, поэтому двигатель пошел под списание.

Вместо безвозвратно застучавшего штатного мотора клиент решил установить в Москвич-403 движок объемом 1,7 л и мощностью 85 л.с. от более современного Москвича-2141 (1986-2001 гг).


Капремонт двигателя для СВАПа

 

Мотор от Москвича-2141 находился в неопределенном техническом состоянии из разряда «никто не знает что с ним, но когда-то заводился». После разборки и дефектовки выяснилось, что поршневая группа сильно изношена, а на коленвале образовались задиры. Другими словами двигатель нужно было полноценно капиталить.

Мы провели полный комплекс работ по капитальному ремонту ДВС Москвича — проточили коленчатый вал, заменили коренные и шатунные вкладыши, выполнили притирку клапанов, заменили цилиндро-поршневую группу, поставили новую цепь и звёздочки привода ГРМ.

А поскольку клиент планировал много ездить по Европе на 95-м бензине (92-ый в странах ЕС большая редкость), мы увеличили степень сжатия двигателя Москвича-403 под топливо с более высоким октановым числом. Для модернизации двигателя прошлифовали головку блока цилиндров на специальном фрезерном станке.


Ремонт ходовой части Москвича-403

 

Пока моторист занимался капремонтом двигателя для СВАПа, другие мастера Бимаса работали с ходовой частью Москвича-403:

  1. Амортизаторы имели следы потеков масла. Плохая управляемость автомобиля свидетельствовала о том, что эта часть подвески находится в неработоспособном состоянии. Диагностика это подтвердила и мы заменили старые амортизаторы на новые.
  2. Для увеличения максимальной скорости Москвича мы заменили штатный «динамичный» редуктор на более «скоростной», поскольку мощность свапнутого движка от Москвича-2141 позволяла пожертвовать повышенной тягой на низкой скорости.  При замене выполнили переборку редуктора, установили новую главную пару, отрегулировали пятно контакта шестерен, заменили сальник хвостовика.

Для разных моделей Москвичей выпускались редукторы с разными передаточными числами. Одни редукторы обеспечивали более динамичный разгон и повышение тяги на низкой скорости. Другие редукторы были более «скоростными»: они позволяли автомобилю развивать бо́льшую максимальную скорость, но при этом тяга на низах снижалась.

На нашем Моквиче-403 мы заменили штатный «динамичный» редуктор на более «скоростной», поскольку мощность мотора выросла и проблема с недостатком тяги на низах отпала. При штатном редукторе машина получала бы хорошую разгонную динамику, но максимальная скорость была бы более низкой, а передачи пришлось бы переключать значительно чаще.

Москвич-403 ходовая
Работы по ходовой части Москвича-403
Ремонт ходовой Москвича
Новый передний амортизатор

Установка ДВС в Москвич-403: СВАП на двигатель от Москвича 2141

 

После завершения капремота и модернизации мотор для СВАПа был собран и обкатан на стенде, а затем установлен в подкапотное пространство Москвича-403.

СВАП двигателя Москвича
Установка нового сердца

Более мощный мотор объемом 1,7 л встал в кузов Москвича-403 без особых проблем и без изменений — что называется «болт он».

Секрет идеальной совместимости прост:

  • У Москвичей 403, 408 и 412 стоит одна и та же подвеска, которая переходила от одной модели к другой без каких-либо изменений.
  • На Москвиче-2141 стоит двигатель УЗАМ 3317 — усовершенствованная версия двигателя Москвича-412 УЗАМ 412.
  • Двигатель в Москвичах крепится на балку передней подвески.
  • И поскольку подвеска у моделей 403, 408 и 412 одинаковаядвигатель от 412 Москвича (как и его улучшенную версию УЗАМ 3317) можно спокойно устанавливать на 403 и 408 Москвичи, не переделывая крепления двигателя, балку и поддон картера двигателя.

Работы с КПП Москвича-403

 

В КПП мы заменили подшипник первичного вала, провели ревизию шестерен, синхронизаторов и вилок включения передач. Детали были в хорошем состоянии, поэтому мы ограничились только заменой одного подшипника.

Крепление КПП пришлось делать заново. Мы изготовили из металла толщиной 3мм своеобразный хомут, надевающийся на хвостовик коробки.

ремонт КПП Москвича
Задний кронштейн КПП
ремонт КПП Москвича
Изготовление заднего крепления КПП Москвича-403

Затем привинтили хомут к штатной поперечине задней опоры силового агрегата Москвича-403.

ремонт КПП Москвича-403
Задний кронштейн КПП готов

В результате получился аккуратный узел, не уступающий по прочности оригинальному.


Замена выхлопной системы

 

За основу выхлопной системы взяли выпускной тракт от Москвича-412, доработали его по месту и установили на автомобиль.

замена выпускной системы Москвича
Установка новой выпускной системы
ремонт Москвича
Новый выхлоп и задний амортизатор

Замена и доработка бензобака

 

Увеличили пробег на одной заправке, чтобы во время поездок на дальние расстояния клиенту не приходилось часто заезжать на АЗС. Для этого установили самодельный бензобак увеличенного объема, сделанный еще в СССР. Бак пришлось дорабатывать, поскольку он упирался передней частью в задний мост.

доработанный топливный бак Москвича
Доработанный топливный бак
Установка бензобака на старый Москвич
Установка бензобака

Доработка деталей подкапотного пространства

 

Для охлаждения двигателя установили радиатор от Москвича-412 и универсальный электровентилятор с помощью изготовленных нами новых креплений.

радиатор и вентилятор на Москвич
Новый радиатор и электровентилятор

Заказчик попросил нас переделать привод дроссельной заслонки со штатного (системой тяг) на тросиковый. Для этого нам пришлось доработать педаль газа и сделать кронштейны с упорами.

модернизация Москвича
Доработка педали газа
привод газа Москвич
Детали для тросового привода газа
Тросовый привод газа в Москвиче
Так выглядит тросовый привод газа под капотом Москвича

В отопителе заменили штатный радиатор на современный от ВАЗ-2108, а также установили новый моторчик с крыльчаткой для обдува от ВАЗ-2101.

Установили доработанные отопитель и педаль газа на свои места.

Педаль газа в Москвиче
Доработанная педаль газа установлена

Поставили корпус воздушного фильтра от ВАЗ-2105. Перед установкой  отрезали от него боковые стенки и покрасили. Получилось стильно и функционально.

воздушный фильтр на Москвич
Доработанный корпус воздушного фильтра

После всех доработок подкапотное пространство Москвича-403 выглядит «естественно» — как будто мотор от Москвича-2141 стоял там всегда.

СВАП двигателя Москвича
Общий вид двигателя под капотомм
Подкапотное пространство Москвича
Общий вид подкапотного пространства Москвича-403

Итоги

 

После обязательной обкатки отремонтированный и модернизированный Москвич отправится со своим владельцем в длительное путешествие по Европе.

Благодаря доработкам автомобиль получился сбалансированным и  динамичным. Характеристики стали гораздо более современными, но при этом Москвич сохранил дух времени.

тюнинг Москвича
Москвич-403 готов: итоговый вид автомобиля

Работы по доработкам Москвича-403 заняли 4 месяца.


Хотите доработать или отреставрировать старый Москвич? Присылайте фото и техзадание в Whatsapp +7 999 210-48-14,  в сообщении в нашем сообществе ВК или расскажите о своих задумках по номеру  +7 (812) 333-66-33